gostrov ([info]gostrov) wrote,

Как это было. Тула-92.

Я как-то подсчитал, что за свою жизнь побывал примерно на 40 фестивалях. Далеко не рекорд, есть люди, побывавшие на сотне, но даже 40 запомнить невозможно, все смешивается. Но вот тульский фестиваль 92 года я помню достаточно хорошо, чтобы спустя 13 лет написать что-то вроде отчета.

Фестиваль поражал своим размахом: на нем было 64 команды. Организовал его Сергей Козлов. У нас тогда уже был Мельников, но еще не было Маши, и шестым игроком поехала Катя Похмелкина. Во время первой же прогулки по Туле родился вопрос: "Что у Московского Кремля лежит, а у Тульского стоит?" Ответ: Ленин.

На ЧГК возникла первая на моей памяти и, возможно, вообще одна из первых апелляция на снятие. В вопросе спрашивалось, для чего электрический угорь выпускает разряды в воду (разумеется, с какими-то еще дополнительными словами, отсекавшими неверные версии). Ответ: насыщает воду кислородом, чтобы привлечь добычу. Апелляцию написал Владимир Левентов-Левитан. Там было страниц пять текста, начиная с подробного расчета энергии, необходимой для разложения воды и получения сколько-нибудь существенного количества кислорода, и заканчивая утверждением, что автор книги - источника вопроса учился вместе с Левентовым на биологическом факультете и был отчислен со второго курса за неуспеваемость.

Апелляция была событием из ряда вон выходящим, ее обсуждали все и всюду. Не было никаких указаний в регламенте, что делать с некорректными вопросами, и, естественно, никакого АЖ. Предлагали соломоново решение: засчитать авторские ответы плюс ответы, в которых указывалось, что это невозможно. Думаю, если бы это решение было принято, вся история ЧГК пошла бы по другому пути. Но Левентов с помощью каких-то до сих пор непонятных мне умопостроений сумел убедить жюри, что в таком случае придется засчитывать любую чушь, что равносильно снятию вопроса. Лично не слышал, но передавали, что на другой день Левентов хвастался, что все факты в апелляции выдумал от начала до конца и победил жюри исключительно самоуверенностью и силой авторитета.

Не помню наших результатов в ЧГК. Кажется, вошли в двадцатку и были этим вполне довольны. В игровом зале я обратил внимание на двух юных, очень милых и чем-то похожих девушек. У одной то ли на сумке, то ли на одежде болтался пушистый хвостик из меха неизвестного науке животного. За хвостик я и зацепился - сперва в буквальном смысле, а потом и в переносном, в качестве повода для знакомства. Девушка с хвостиком оказалась Таней Луговской ([info]lugovskaya), а девушка без хвостика - Леной Михайлик ([info]el_d). Губа у меня оказалась не дура: как выяснилось, я выцепил из толпы будущих чемпионов.

Но главным, ради чего затевался фестиваль, был брейн-ринг. 64 команды играли по олимпийской системе, в одном помещении и на одних вопросах. Всех загнали в накопитель - актовый зал местной школы, вызывали по две команды в класс для игры, потом победители возвращались в зал, а проигравшие отправлялись гулять по городу. Такая утомительная и вроде бы иррациональная система имела четкую цель: все игры наблюдала телегруппа, отбирая кандидатов на телебрейн.

Бесконечное ожидание в актовом зале коротали кто как мог. Борис Бурда сел за пианино и пел свои песни, в том числе свеженаписанные "Постсоветские лимерики". Запомнился один - про деятеля из Риги, который
Призывал вместо свеклы
Сеять в Латвии смоквы
И не думал, что вырастут - фиги.

И с поющим Бурдой, и с жанром лимерика я тогда познакомился впервые. То и другое произвело на меня такое впечатление, что по возвращении в Москву я написал цикл лимериков по следам фестиваля. Художественной ценности они не имеют, а вот историческую - вполне. Например, чемпиона и второго призера ЧГК можно сегодня установить вот по этому лимерику:

Команда одесская Клейна
Сегодня немного расклеена.
Но все-таки Песина
Она перевесила:
Как видно, по пейсам сильней она.

Но вернемся в актовый зал. По жеребьевке нам в первом туре выпало играть с "Юмой". Виватенко подошел познакомиться:
- Давно играете?
- Скоро год.
- Ха! Мы год назад уже фестиваль проводили.

В общем, юмовцы нас за соперников не признали. В ожидании вызова на брейн они затеяли футбол на сцене актового зала. Мячом служила пластмассовая пробка. Одну команду составила Юма, в другой играли Двинятин и Володя Альперт. Володя в какой-то момент забыл, что под ним не травяной газон, провел чересчур рискованый финт и повредил ногу. Но перед этим он так загонял юмовцев, что играть в брейн они уже были не способны. В общем, брейн мы у них выиграли, хотя в процессе Мельников успел еще поскандалить с ведущим из-за какого-то его несправедливого решения. Когда мы вернулись в зал к остальным победителям первого круга, очень радостно было слышать вопросы "Где Юма?".

Второй круг мы в острой борьбе проиграли команде Козлова (да-да, звездная телевизионная команда - Козлов, Кондратюк, Кравченко, Медведкова, Капустин, Силантьев, наполовину составленная из функционеров МАК, играла в брейн наравне со всеми, в первый и последний раз на моей памяти). Козлов стал вице-чемпионом, а Дмитрий Жарков - чемпионом брейна. А чемпиона и вице-чемпиона ЧГК я уже назвал.
Tags: ЧГК - воспоминания

  • Post a new comment

    Error

  • 20 comments

[info]el_d

May 27 2005, 04:48:52 UTC 7 years ago

А у нас в лексикон

опосля тамошних пушек, тушек и Рембрандта вошла формулировка "тульский вопрос"...

С уважением,
Л

[info]wolfriend

May 27 2005, 07:29:06 UTC 7 years ago

Re: А у нас в лексикон

Н-да... А я в Туле побывал раньше - они пригласили меня провести игру между тульской командой и телезнатоками. Кажется, это был 88-й или 89-й год. Я тогда был президентом львовского клуба знатоков. Из туляков тогдашних помню хорошо Левина и Козлова. А ещё там был один мужичок - владелец 14-комнатного дома под Тулой - у него-то я и остановился на ночевку. А из телезнатоков тогда играли Маришка Летавина, Овчинников, Леня Тимофеев...

[info]lugovskaya

May 27 2005, 08:18:16 UTC 7 years ago

На брюках у меня хвостик был :))))

Но вообще идея, что мы чем-то похожи с Леной - это забавно, фенотипы ж разные абсолютно! :)))

[info]gostrov

May 28 2005, 05:54:34 UTC 7 years ago

А если я скажу, что поначалу только по хвостику вас и различал?

[info]lugovskaya

May 28 2005, 06:56:33 UTC 6 years ago

Да, хвостик был мощным идентификатором... :)

[info]vmel

May 27 2005, 13:11:06 UTC 7 years ago

Тула-92...

Тульский вопрос, по определению, это никому не интересный вопрос, берущийся только прямым знанием, в котором обязательно фигурируют лошади.

Этот фестиваль был моим первым. Запомнились - необходимость ехать на игры через весь город.
Вадим Калашников в куртке с капюшоном. Его было хорошо видно в толпе и удобно идти за ним, поэтому мы его просили капюшон не снимать, чтобы нам не потеряться.
Портативный телевизор, который купили Володя и Гриша.
Пельменная, где вместо стаканов для компота использовались майонезные баночки.
Встречающий на вокзале с табличкой "МАК ЧГК". Говорят, местные наркоманы интересовались - что это за сорт мака, и почём?

Про накопитель и самоуверенность Вивата Гриша уже сказал. Помню, у них ("Юмой" они еще не назывались!) игровой стол был застелен линялым флагом "Зенита".

А Бурда за раздолбанным пианино, у которого не было одной ножки и потому оно ходило ходуном от его вдохновенной игры - о, это было нечто!
Тогда я впервые услышал песню про Марусеньку, полюбившую электрика. Потом несколько лет знатоки узнавали друг друга по знанию этой песенки...

А те лимерики - и Гриши, и БорисОскарыча - у меня сохранились. Выложить?

А вечером в гостинице ко мне подошёл человек:
- Извините, Вы из Москвы?
- Да.
- Ваша фамилия не Мельников?
- Мельников.
- Вы очень похожи на Валентина Мельникова.
- Ну да, это я и есть. (всё больше удивляясь...)

Это был Илья Гинзбург из Баку. Мой старый приятель-эсперантист, талантливейший поэт, которого я не видел лет 5, и учитывая тогдашние реалии, сильно сомневался - жив ли он. Проговорили чуть не до утра. Потом встречались на телебрейне и на бакинских мероприятиях. Илья и сейчас пишет, но куда-либо поехать за свой счёт ему категорически невозможно. Так что спасибо товарищам Стеценко и Аскерову, что мы с Ильёй смогли снова найти друг друга...

Помню, на 300 участников фестиваля я обнаружил 8 человек, так или иначе владеющих эсперанто. Пересечение множеств явно не случайное, статистика такой флуктуации бы не допустила.

А с Таней Луговской я познакомился только через полгода, в эсперанто-лагере под Смоленском. Хотя сразу смутно вспомнил, что уже видел её до того. Кажется, по хвостику и опознал.
Холера, ты помнишь? Написать для всех?

[info]gostrov

May 28 2005, 06:02:05 UTC 7 years ago

Re: Тула-92...

Как же я про лошадей-то забыл? Это ж было самое главное впечатление от Тулы.

[info]lugovskaya

May 28 2005, 07:18:33 UTC 6 years ago

Re: Тула-92...

Да напиши, проблем-то... :)

[info]vmel

May 31 2005, 10:30:13 UTC 6 years ago

Re: Тула-92...

Ну, если проблем - то, то пишу.
Итак, в ЧГК я пришёл в конце весны 1992, осенью съездил в Тулу, вернулся в полном восторге. В начале 1993 впервые побывал на съёмках брэйна, восторг ещё больше: видел живого Друзя и даже был удостоен персонального посылания им по известному краткому адресу.

В эсперанто-движении я к тому времени я плотно сидел уже более 10 лет, авторитет уже имел немалый. Молодёжный эсперанто-лагерь летом 1993 под Смоленском был заявлен с темой "Игры, в которые мы играем".
Я, под впечатлениями от всего упомянутого, собрался проводить в лагере брейн на э-о.
Приезжаю, а мне главный говорит: ты собираешься брейн-ринг проводить?
Ну так ты согласуй с Таней из Одессы.
Моя реакция: что еще за Таня? Я самый крутой э-ист среди ЧГКщников и самый крутой знаток среди эспов, а тут какая-то самозванка?!
Но раз велели, иду знакомиться.
Возле потухшего костра сидит бесформенное существо неопределённого пола
в джинсах и грязном свитере, бренчит на гитаре и поёт что-то по-русски, что запрещено правилами внутреннего распорядка.
(Взгляд с обратной стороны: сижу с гитарой, никого не трогаю, и тут надвигается что-то большое и хмурое, мрачно спрашивает: "Ты, что ли - Таня из Одессы?")
Вот так и познакомились. Постепенно вспомнил (увы, память на лица у меня никудышная): да, уже видел её в Туле и на телебрэйне.
После краткого выяснения "а ты кто такой" стали искать общих знакомых.
Первым нашли Барышева. Поскольку к нему оба относились одинаково, началось
взаимопонимание. А потом - я был в состоянии похожем на наркоманскую ломку,
ибо месяца 2-3 не играл в ЧГК. Таня достала отакенный рулон и вколола мне
ударную дозу в 150-200 вопросов, я порозовел и заулыбался.

Брейн мы провели блестяще. Воспроизвели весь антураж, включая записки
"улыбайся, гад!" "заткнись, придурок!" и т.п. В качестве гонга - чья-то миска (подобрали у костра, потом попросили бросить обратно примерно на то же место) с ложкой. Само собой, я играл Козлова со всеми интонациями, грамотно спровоцировал фальстарт для поднятия градуса и т.п.
Народ был в дичайшем восторге. Вопросы на эсперанто кончились, публика требовала продолжения банкета. Вообще-то все мероприятия в лагере должны проходить только на э-о, но тут все были настолько заведены, что уже не соображали, на каком языке говорят. Выручил всё тот же рулон.

Потом мы, уставшие как черти и довольные как слоны, выбрались на воздух.
Пошли купаться? Ага!

Дальнейшее мы предлагали знатокам в качестве (мысленного) видеовопроса.
Итак, представьте себе: лето в лесу под Смоленском, озеро.
Двое, он и она, подходят к озеру (вокруг - никого), раздеваются догола,
лезут купаться. Накупавшись, выходят на берег, обсыхают.
(Далее камера выключается, слышны только звуки, да и то с провалами.)
- Ну что, давай?
- Ну давай!
...
- Ещё!
...
- Класс! Ещё!
...
- Кайф!

Уважаемые знатоки, если вы догадались, что именно связывает эту пару,
ответьте - чем они занимались.

Ответ, разумеется - играли в ЧГК.

[info]lugovskaya

May 31 2005, 11:43:27 UTC 6 years ago

Re: Тула-92...

:)))))))))))))))))

Да, примерно так оно и было... :))))))

[info]andreylv

May 27 2005, 19:20:33 UTC 7 years ago

Хорошо пишешь :-)

Я помню эту Тулу. Мы туда поехали впятером, по-моему, без Быкова. Чисто сами по себе. Плюс с нами поехала (это был их единственный фестиваль, по-моему) команда Леши Гвоздева.

Помню:
1. Электричку туда. В каком-то вокзальном киоске я купил первый том Толкиена.
2. Какую-то жуткую гостиницу, в которую нас поселили. Там в фойе по вечерам тусовались мрачные личности мужского пола и весело раскрашенные личности женского пола.
3. Жуткие вопросы про лошадей и пушки, да.
4. Игровой зал без стульев, с рядами кресел. Очень неудобно.
5. Талоны на питание, которые нам выдали не помню за что. На неиспользованные талоны мы в последний день набрали в столовой пирожков с повидлом "на все". Потом весело было с ними ехать в набитом троллейбусе.
6. В Брэйн мы быстро и безболезненно пролетели Юме.

[info]gostrov

May 28 2005, 05:59:55 UTC 7 years ago

Раз вы проиграли Юме в первом круге, значит, мы выиграли у нее во втором. А в первом выиграли у какой-то не запомнившейся команды.

[info]vmel

May 31 2005, 10:05:48 UTC 6 years ago

Угу. Кстати, команд в брейне было меньше 64 - многие именитые проходили сразу в следующий этап. Мы, естественно, начинали с самого низа.
Так что у Вивата мы таки выиграли в 1/16, а Козлову проиграли в 1/8.

[info]adhocrat

June 14 2005, 14:04:10 UTC 6 years ago

ага, белогривые лошадки...

Вопросы о лошадях довольно быстро стали вызывать адекватную реакцию зала...:)
Мы на том фестивале хреново сыграли ЧГК, выиграли в брейн у Байрака и Тулы, продули Бурде.
Больше ничем фестиваль не запомнился, в отличие от Владимира-93, когда Стеценко свою заключительную речь начала с фразы "Здесь пьют все, даже детские команды..." :)

[info]dalvadorez

September 1 2005, 11:26:16 UTC 6 years ago

Андрюха, это, по-моему, был мой первый фестиваль.. Видимо, именнно поэтому я, в целом, на фестивали ездила неохотно :)

[info]andreylv

December 26 2007, 21:27:13 UTC 4 years ago

зато следующий, в Тернополе, должен был компенсировать :-) одно только знакомство с Приворотским чего стоило. и байки Байрака. и вообще то, что это был единственный фестиваль, на котором мы ровно играли с начала и до конца и что-то выиграли.

[info]dalvadorez

September 1 2005, 11:28:14 UTC 6 years ago

Да, а еще в гостинице, как раз рядом с этим фойе, висела сакральная надпись "Держи проход свободным!"

[info]andreylv

December 26 2007, 21:27:38 UTC 4 years ago

да-да, я помню, как тебя эта надпись восхищала :-)

[info]serhuey

September 1 2005, 09:27:44 UTC 6 years ago

А ещё там всех повеселил Дима Жарков. Местный вопрос про "что такое четыре точки и шесть отрезков?" с ответом "тераэдр" он превратил в вопрос про "что такое пятнадцать точек и двенадцать отрезков? (цифры примерные, лениво пересчитывать;)" с ответом "слово тетраэдр, записанное азбукой Морзе". А ещё была незабываемая поездка в Ясную Поляну, тамошняя антоновка и пылесос "Вихрь" тульского патронного завода, который мне удалось выиграть в эрудит-лото благодаря вовремя купленному путеводителю по Туле.

Anonymous

September 2 2005, 07:27:23 UTC 6 years ago

С апелляцией Левинтова-Левитана ты написал абсолютно точно. Он потом во Владимире за это поплатился. Опять начал скандалить и притащил даже книгу, которая подтверждала то ли некорректностьть вопроса, то ли дуаль. Но ему не поверили и всё вспоминали Тулу.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…