gostrov (gostrov) wrote,
gostrov
gostrov

Categories:

Как это было. Телебрейн. Операторы.

Этой заметкой я заканчиваю цикл воспоминаний о прежних годах ЧГК и брейна.

Отношение знакотоков к телегруппе трудно назвать однозначным - как и всякое отношение подчиненных к начальству. Но операторов уважали и почитали, кажется, все. Мы ведь бывали на съемках других программ и видели, насколько легче работать операторам там: стационарные камеры, три-четыре головы в кадре, постоянные "Стоп, переговорите". Не сравнить с брейном, где в зале пару тысяч зрителей, 12 знатоков за столами, ведущий, в каждый момент может произойти что-то неожиданное, и это что-то надо поймать, потому что оно не повторится. Александр Фукс и его люди были настоящими виртуозами. Вот пару примеров, коснувшихся меня лично.

Во время финального музыкального номера оператор обычно держал в кадре кого-то из игроков победившей команды, потом на эти кадры, вперемешку с показом артистов и зрителей, накладывались титры. Из "китайцев" чаще всего держали Коринского, иногда Иру, пару раз для разнообразия и меня. В тот раз звучала какая-то медленная танцевальная мелодия, я выбрал из толпы зрителей стоявшую поближе девушку - это оказалась Лариса Архипова - и стал с ней танцевать. Лариса накануне то ли порезала, то ли обожгла палец, и этот палец, перевязанный огромным уродливым бинтом, весь танец лежал у меня на плече. Так вот, об искусстве оператора. Показывая нас долго и подробно (моя мама потом выспашивала с пристрастием, что это за девушка), он ухитрился ни разу не взять в кадр бинт!

Другой случай. В сезоне 1996 года мы позорно приграли команде Баку и вылетели из чемпионов. Протормозили все вопросы подряд, а если знали ответ, проигрывали кнопку. После последнего вопроса, не дожидаясь музыкального номера, в полном расстройстве бросились за кулисы.

Надо сказать, что я всегда очень эмоционально реагирую на перипетии игры. В жизни я человек скромный и сдержанный, безнаказанный выброс адреналина - одна из главных вещей, которые я получаю от игры. В спортивных играх эти переживания внешне проявляются меньше, а на телебрейне я себя не сдерживал, понимая, что зрителям интереснее открытые эмоции, чем каменные лица.

После того поражения я выбежал за кулисы совершенно не в себе. Шел за ребятами, едва различая сквозь слезы их спины, внутренний монолог был типа "Всё! Больше никогда! К черту!" И как физическое выражение этого монолога, я на ходу сорвал с себя пончо (в тот год у нас была такая форма) и разорвал его пополам. Отбросил в сторону, убедился, что никто моей выходки не видел (я шел последним по пустому проходу за трибунами) и несколько упокоенный вошел в гримерку. И тут мне навстречу кинулась вся телегруппа, кто с утешниями, кто с валерьянкой. Оказывается, Фукс, который в тот момент вообще снимал бакинцев и нас даже видеть не должен был, заметил мое состояние, побежал за мной с камерой и снял весь мой трагический проход с разрыванием пончо. И это пошло в эфир! Пончо потом зашили, а гениальные кадры остались в веках. Я их, правда, так никогда и не видел.

Игровые столы обслуживали два оператора - Александр Фукс и Станислав Кравинский. Они составляли гармоничную пару: Фукс - моложавый, стройный, всегда в идеально отглаженной черной рубашке, и Кравинский - невысокого роста, широкоплечий, седой, лицом и фигурой напоминающий Высоцкого, в не первой свежести форменной футболке с обрезанными рукавами. Я сам всю жизнь на вторых ролях и в любом дуэте больше симпатизирую второму номеру - в этой паре мне нравился Кравинский. Знаток неизбежно обрастает кучей примет и предрассудков, для меня хорошей приметой было попасть за стол, за которым работал Слава. У нас установилось своего рода безмолвное взаимопонимание; если за столом Фукса я вообще не думал о камере, то Кравинского все время чувствовал краем сознания, чувствовал, где сделать паузу перед ответом, чтобы он успел взять меня в кадр, как повернуть микрофон, чтобы он не загораживал губы.

В предпоследний день съемок 1995 года мы проиграли 6:0 "Стиролу". Я, в силу уже описанной выше эмоциональности, преживал поражение очень сильно, на этот раз - упав головой на стол. Женя Алексеев пытался меня утешать и загораживать от Славы, который лез камерой прямо в лицо. Потом Женя увел меня на трибуны - Кравинский со своей камерой достал и там. Снял он меня так, что через год после съемок и через полгода после выхода передачи в эфир торговки на рынке бросались меня утешать: "Не переживайте вы так, еще выиграете".

Назавтра, после окончания съемок, нас как абсолютных чемпионов пригласили на бестрактовую репетицию, проще говоря на банкет телегруппы. Кравинский отозвал меня в сторону: "Извини, что я вчера так лез с камерой, работа такая. Я вообще понимаю. Сердце?" - "Да какое сердце, - ответил я, - просто прикидывался на публику".

Станислав Кравинский снимал все циклы "Брейн-ринга", кроме последнего. Он умер шесть лет назад, как раз в этих числах. Сердце... Александр Фукс пережил его меньше чем на два года. Даже если брейн-ринг возродят, никто его уже так не снимет.
Tags: ЧГК - воспоминания
Subscribe

  • Запись пятилетней давности

    Нашлесь и сконвертировалась уникальная запись. Чикагское КСП 2006 года, детский концерт. Пятилетний (без месяца) Даник поет "Три белых коня".

  • Салон

    Нет, я должен об этом рассказать. Хотя и с опозданием. Я вон cyok3 уже на полгода задолжал рассказ о вечере дуэтов. Вот, кстати, с…

  • Даня и Ариша

    Мама: - Даня, вот кончишь ты школу, уедешь от нас, я буду скучать. Даня: - Что ты, я после elementary school пойду еще в middle school, потом в high…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments